Юлия Карнизова - выпускница художественной школы. Училась хорошо, ее портрет был помещен на Доску почета. По окончании Пикалевского педагогического колледжа она работала учителем изобразительного искусства в школе №9, а получив высшее образование в Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина, пришла преподавать в Тихвинскую детскую художественную школу имени П. Е. Заболотского.
В работе художественной школы наметилась тенденция увеличения числа занимающихся путем широкого охвата детских учреждений. Педагоги не хотят замыкаться в стенах своего учебного заведения, они стремятся вовлечь в творческий процесс как можно больше детей. Для этого существуют различные проекты. Преподаватель Юлия Карнизова, например, периодически посещает детский сад "Ручеек", который специализируется на развитии детей с недостатками речи. Казалось бы, какая связь между рисованием и логопедическими проблемами? Но она есть.
Внедрить практику занятий с педагогом художественной школы предложили воспитатели детского сада Галина Петрова и Ульяна Белякова.
Все дети любят рисовать, показывать свои рисунки и обсуждать, это может помочь им научиться правильно выговаривать слова - рассудили воспитатели. Но не являясь специалистами в изобразительном искусстве, они решили привлечь профессионалов, которые будут учить детей рисованию не шаблонно и более углубленно. Юлия Карнизова с радостью откликнулась на это предложение. В результате была выстроена целая система. Сначала воспитатели детского сада работают с малышами на подготовительных занятиях, затем педагог художественной школы закрепляет полученные ими знания и навыки при помощи рисования, лепки, изготовления аппликации и других видов изобразительного искусства. Воспитанники обсуждают свои работы с логопедом, который помогает им составлять рассказы о том, что они хотели показать, как это получилось. Такие уроки находят у детсадовцев живой отклик, они проявляют к ним интерес, а затем уже квлеченно рассказывают о том, чем занимались.
- На одном из занятий мы рисовали осенний лес,- говорит Юлия Борисовна.- Но сначала воспитатели отвезли малышей в лесопитомник. Там рассказали им о деревьях, помогли собрать самые красивые из опавших листьев, а уже дома дети засушили их. Потом я показала ребятам как можно, покрасив внутреннюю сторону листа и приложив его к бумаге, получить оттиск, напоминающий дерево. Вроде бы просто, но ребята ничего такого не могли себе представить, это было для них очень увлекательно. Получившийся таким образом лес они украшали в меру своей фантазии, в нем появлялись птицы в ветках, животные, грибы и так далее. А работу Даниила Никуленкова воспитатели послали на российский конкурс детского рисунка "По осеннему шепчут листья", где она заняла третье место.
По словам Юлии, на формирование активной детской речи и исправление ее недостатков благотворно влияет развитие мелкой моторики рук. Поэтому лепка из пластилина является важной составляющей занятий.
Вот ребята изображают зимнюю деревню, сочетая при этом лепку с рисованием. Домики изготавляют из пластилина путем скатышевания маленьких импровизированных бревнышек, затем наклеивают их на большой лист бумаги, а далее добавляют пейзаж.
- Это была их первая совместная работа,- заметила Юлия,- что немаловажно для развития чувства коллективизма. Дети старались не мешать друг другу, обсуждали, как расположить дома.
После таких занятий в детском саду многие ребятишки хотят продолжить обучение в художественной школе. К тому же у них есть хороший пример. Вместе с Юлией Борисовной в качестве волонтеров в детсад приходят ее воспитанницы Анастасия Цветкова и Анна Глызенкова. Они оказывают большую помощь, ведь одному педагогу сложно уделить внимание всем детям. Алексей Стулов