ПодросткиОт детской влюбленности к взрослому либидо: становление сексуальностиПо материалам сайта: http://www.psychologies.ru/ Все дети влюбляются, но все по-разному переживают и проявляют свои чувства. Сила и характер их влюбленностей во многом определяются половыми гормонами. Чтобы лучше понимать наших детей, важно иметь представление о том, на какой стадии психического и сексуального развития они сейчас находятся. О том, как происходит это развитие, рассказывают врачи Александр Куликов, Елена Мешкова и Елена Аноприенко. Детская влюбленностьС началом полового созревания (9–11 лет) младшие подростки вступают в платоническую стадию развития сексуальности (детская влюбленность). Им предстоит научиться знакомиться, обращать на себя внимание и общаться с объектом своей любви. О том, что ребенок достиг этой стадии, можно судить по таким признакам: - появление интереса к своей внешности, косметике и украшениям. Возможно желание выделить себе из среды сверстников, причем способы привлечения к себе внимания могут быть экстравагантными;
- просьбы купить новую (уже не детскую) одежду или обувь;
- длительные разговоры по телефону, часто бессодержательные;
- знаки внимания объекту влюбленности (в том числе дерганье за косу или удары учебником по голове);
- дети могут ходить, взявшись за руки, и с умилением смотрят друг на друга.
Самое главное в детской влюбленности – стремление к близкому «душевному» общению. На этом этапе развития подростки учатся показывать свои симпатии, общаться наедине, обсуждать разные темы, ухаживать и проявлять свою любовь. Они впервые решаются написать записку, признаться в своих чувствах... К завершению этой стадии однополые компании распадаются, появляется устойчивый интерес к совместным тусовкам и общению парами. Отношение взрослых к детской влюбленности должно быть чутким, бережным, понимающим, без всякой иронии. Ведь переживания подростков остры и ярко окрашены, они болезненно обретают свой первый опыт полоролевых взаимоотношений. В платоническом влечении пока еще нет собственно сексуальной стороны. Именно детская влюбленность в значительной степени формирует эмоциональный и чувственный компонент любви в будущих отношениях. К сожалению, традиционно и в семье, и в школе проявления детской влюбленности не принимаются всерьез, а то и подавляются. По наблюдениям психолога Ирэны Магнутовой, многие матери болезненно реагируют на динамику нарастания сексуальности дочерей: «Не время думать о глупостях. Главное – учеба».* Или, хуже того, осуждают избранника дочери, отмечают его недостатки, отзываются о нем презрительно. В этот момент в них говорит страх потерять ребенка, ведь первая влюбленность – первый шаг к отделению ребенка от родительского дома. В этот момент успеваемость может снизиться, но дело тут не в самой влюбленности, а в физиологических изменениях. С началом полового созревания повышается активность подкорковых структур мозга, в частности гипоталамуса. Именно это обеспечивает пубертатный скачок роста. А активность коры головного мозга, отвечающей за интеллект, временно снижается. Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут вызвать у подростка протестные реакции, мысли об уходе из дома и даже суицидальные попытки. Чем больше возможностей для влюбленности на ранних этапах становления сексуальности, тем легче в последующем будет найти спутника жизни. Напротив, единственная и безответная любовь с подросткового возраста может затруднить «переключение» на другого человека и ограничить возможности создания семьи во взрослом возрасте. Самое главное в детской влюбленности – стремление к общению. Влюбленность вызывает желание быть лучше, это важный стимул для самосовершенствования... Ребенку предстоит понять, что без нежности, страданий и переживаний, заботы друг о друге не может быть полноценной любви. Это понимание убережет подростка от раннего (и опасного) начала половой жизни. Эротический интересПриблизительно в возрасте первых месячных у девушек и первых поллюций у юношей происходит переход подростков на эротическую стадию влюбленности (12–14 лет), когда им предстоит выработать чувство тела. Возникает телесный компонент любви как гармоничный и естественный переходу к будущей половой близости: эротические фантазии, потребность в ласках, желание дотронуться до того, кого любишь, поцеловать и обнять. Подростки учатся чувствовать своего возлюбленного, изучают собственные реакции, ищут аналоги своих переживаний в книгах и фильмах. Эротическое влечение проявляется по-разному, но несколько из перечисленных признаков обязательно присутствуют: - интерес к эротическим журналам и видеопродукции, к «дамским» романам;
- ведение личного дневника;
- желание писать стихи;
- разговоры по телефону (они становятся очень длинными);
- просьбы погулять подольше, отпустить на вечеринку, дискотеку;
- ночные поллюции и утренние эрекции у мальчиков;
- мастурбация;
- эротические разговоры с нецензурными выражениями в среде сверстников;
- стремление уединиться с объектом влюбленности.
Сексуальное поведение проявляется прикосновениями, объятиями, поцелуями. Важной формой телесного контакта являются танцы, а в последующем – мастурбация и петтинг. Происходит осваивание коммуникации в паре, двое учатся доверять друг другу. Обычно даже при телесном общении на этапе формирования эротического влечения в половую близость подростки не вступают, но у них велика потребность в изучении физиологии полового акта и безопасного секса, поэтому с некоторыми из них уже имеет смысл говорить о контрацептивах. Практически у всех матерей на стадии эротического влечения их детей появляется выраженная эмоциональность и тревожность. Для родителей этот уровень влюбленности равносилен второму звонку, приглашающему подростка к отделению от семьи. Тяжело переживают такую ситуацию и некоторые отцы, воображая свою любимую дочь в объятиях какого-нибудь «юнца». На этот период приходится пик борьбы подростков за самостоятельность и отстаивание своих прав. Родителям предстоит научиться доверять подростку, постепенно расширяя степень свободы, но при этом и требовать от него ответственности. Ваш ребенок все равно научится целоваться и обниматься, и, возможно, будет лучше, если это произойдет в его собственной комнате или на вечеринке, а не на улице, в метро или в школе. Сексуальное влечениеЕсли подросток добился ответного чувства, если встречи с избранником регулярны, если оба испытывают удовольствие от объятий и поцелуев, преодолевается стеснение и страх, подростки начинают задумываться о сексуальных отношениях. В идеале они начинаются лишь после достижения физиологической зрелости (15–17 лет). Обычно родители воспринимают факт половой жизни на фоне физиологической зрелости своего ребенка достаточно спокойно. Взаимодействие родителей с детьми становится более мягким, конкуренция сменяется компромиссным и приспособляющимся стилем отношений. Подростки пока еще экспериментируют с сексом, а их эротические потребности и интересы часто опережают эмоциональное развитие и появление навыков общения, необходимых для установления психологической близости и взаимопонимания с сексуальным партнером. Потому очень важно научить ребенка любить, то есть проявлять чуткость, заботу и нежность. * Магнутова И.Ю. Психосоциальные аспекты конфликтов в диаде «мать – дочь» в период становления сексуальности девочек-подростков: Автореф. дисс. канд. мед. наук. – СПб, 2001 Подростковая мастурбация (онанизм) – естественный способ снятия физиологического дискомфорта. Между темпами полового созревания, сроками начала и частотой мастурбации есть непосредственная связь. Быстро созревающие подростки начинают мастурбировать раньше своих сверстников с нормальными темпами пубертатного развития, а при замедленном психосексуальном развитии потребности в мастурбации не возникает. Таким образом, мастурбация, с одной стороны, показатель определенного уровня сексуальной зрелости, а с другой стороны – маркер нереализованного сексуального влечения. В целом это вполне допустимый способ реализации своих эротических фантазий; некоторые сексологи считают, что опыт оргазма при мастурбации даже полезен перед вступлением в половую жизнь. Однако у части подростков мастурбация может вызвать комплекс неполноценности. Если родители замечают, что их ребенок начал мастурбировать до 10–12 лет или делает это слишком часто, рекомендуется проконсультироваться с врачом. Петтинг – это взаимные ласки, приводящие к сексуальному возбуждению и направленные на получение оргазма без непосредственного соприкосновения гениталий. Различают две разновидности петтинга: поверхностный и глубокий. Под поверхностным петтингом понимают непосредственное воздействие на эрогенные зоны, в повседневной жизни обычно не скрытые одеждой, на другие же эрогенные зоны (в том числе генитальные) воздействуют только через одежду. Наиболее частый случай поверхностного петтинга – сознательное форсирование поцелуев и тесных объятий до наступления эякуляции и оргазма. Глубокий же петтинг предполагает прямое воздействие на эрогенные зоны, обычно прикрытые одеждой. Темпы психосексуального развития детейВозможно несколько вариантов психосексуального развития (ПСР), которые определяются индивидуальными физиологическими особенностями (соотношением уровней половых гормонов и гормона роста) и психологическими факторами (прежде всего отношением к сексуальности ребенка в семье). Определить, к какому типу относится 15–16-летний подросток, довольно просто по внешним физическим признакам и по поведению сына или дочери, объясняет врач Александр Куликов. Нормальное ПСР. Характерны средние темпы физического и полового развития. Такие подростки имеют средние длину и массу тела. Средний возраст первых месячных 13,5 лет, первых поллюций – 15 лет. Формирование сексуального влечения завершается к 16–17 годам и выражено слабо или умеренно. Подростки этого типа психологически чаще всего вполне удовлетворяются занятиями и интересами, не связанными с сексом. Установка «хочется попробовать, но понимаю, что еще рано» сдерживает их сексуальную активность. У них чаще наблюдается высокий интеллект и не очень высокий гормональный фон. Ускоренное ПСР. Для подростков этой группы характерны нормальное или чаще бурное физическое развитие, они имеют фенотипический облик взрослой женщины или мужчины. Сексуальная активность может проявиться уже с 12–13 лет. У всех лиц этой группы к 15–16 годам наблюдается регулярная половая жизнь, как правило, с оргазмом и высокой степенью удовлетворенности. Девушки обычно среднего или ниже среднего роста, слегка пухленькие. Психологически они спокойные, добродушные, жизнерадостные, высоко коммуникабельны. Развлечения преобладают над усердием к учебе. Нередко они лидеры молодежной тусовки. Юноши также обычно среднего или ниже среднего роста, широкоплечие, крепкие. Высокий уровень андрогенов обеспечивает их высокую физическую активность, настойчивость, агрессивность. Высока потребность в мастурбации. Половая жизнь начинается в 13–14 лет. У подростков этой группы в сексуальности преобладает физиологический компонент над эмоциональным. Они не ценят длительных ухаживаний. Главное для них – получить удовольствие. Они быстро влюбляются и быстро остывают. У них самый высокий риск нежелательной беременности и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем. Девушки этого типа нередко становятся жертвами сексуального насилия, в том числе дома со стороны отца или отчима. В целом, раннее начало половой жизни без психоэмоционального компонента может принести разочарование и послужить мощным источником стресса и неврастении. Нередки скандалы с родителями из-за их неприятия ранней половой жизни дочери или сына, что может спровоцировать уход подростка из дома к партнеру. В такой ситуации никакие уговоры и запреты не эффективны, так как активность подкорковых структур доминирует над активностью коры головного мозга: подростки сначала делают и только потом думают, что сделали. Поэтому уже к 12 годам они должны знать о мерах профилактики беременности и инфекций. При замедленном ПСР все стадии влечения появляются позже, чем при нормальном развитии. Платоническое влечение формируется лишь к 14–15 годам. Внешне такие подростки либо миниатюрны, либо при нормальном росте имеют недостаточную массу тела. У девушек месячные появляются после 15–16 лет. Эротическое влечение формируется после 16 лет, а сексуальное – в 18–20 лет. Отсутствие сексуального влечения воспринимается как стыдливость, порядочность и совпадает с их моральными и этическими установками. В характере есть такие черты, как пассивность, инфантильность, созерцательность, тревожность, стеснительность, замкнутость. У юношей часто имеет место умеренная социальная дезадаптация в коллективе сверстников. Девушки не воспринимают их серьезно, и в силу этого возникает дефицит общения с противоположным полом. Как правило, подростки данной группы до 16 лет не имеют половых контактов (половое влечение у них задерживается на платонической или эротической стадии). Эти подростки не дают поводов к скандалам в семье, послушные, прилежные, как правило, увлечены учебой. Для таких подростков разговоры о сексуальности (использовании презервативов, противозачаточных таблеток, инфекционных заболеваниях, беременности и др.) могут быть неприятными и даже вызвать шок. По уровню биологического развития эти подростки фактически еще являются детьми, поэтому их воспитание в том, что касается вопросов пола, должно быть очень деликатным. Подавленное ПСР. В этом случае развитие достигает платонической или даже эротической стадии, а затем подавляется. Интереса к эротике, сексу, мастурбации нет. Первый тип подростков с подавленным ПСР – девушки, которые сталкиваются в семье со сложными проблемами: гиперопекой, эмоциональным отвержением со стороны матери, сексуальными притязаниями со стороны отчима; отсутствием отца или наличием отца-алкоголика, неправильным половым воспитанием. Девушка наблюдает трудную судьбу матери и не хочет ее повторить, поэтому внутренне отвергает роль женщины и матери. Характерна личностная ригидность: «любовь должна быть единственной», чувство неполноценности – «это не для меня». Второй тип подростков с подавленной сексуальностью – это гиперсоциальные юноши и девушки с повышенными притязаниями и высокими карьерными устремлениями. При полной сублимации сексуальности, например, в учебу, у юношей может нарушиться выработка сперматозоидов и эректильная функция, а у девушек – менструальный цикл. У некоторых подростков, как правило, у девушек, половое влечение вытесняется представлениями о том, что секс – это грязно и пошло. Они стараются не замечать этой стороны человеческой жизни. В то же время психологические тесты выявляют весьма существенную потребность в сексе. При нормальном и даже ускоренном половом развитии и высоком уровне эстрогенов сексуальные переживания у них ничем не замещаются, что ведет к психологическим трудностям и развитию психосоматических расстройств, таких как выраженная вегетативная дисфункция, то есть нарушения в работе внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения) вследствие расстройства их нервной регуляции. Возможны болезненные менструации и маточные кровотечения пубертатного периода. В этих случаях необходима помощь гинеколога, педиатра и психотерапевта.
http://www.psychologies.ru/ |