Типы темперамента у детей представляют собой набор неких особенностей поведения, которые обусловлены свойствами таких фундаментальных нервных процессов, как возбуждение и торможение. Свойств этих три, их можно легко запомнить, составив из них аббревиатуру СУП: С-сила, У-уравновешенность, П-подвижность нервных процессов. Теперь подробнее.
Под силой нервных процессов подразумевается выносливость всех нервных клеток, их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не гася его торможением. Это проявляется в трудоспособности ребенка, а также в его восприимчивости к окружающему миру. Сила процессов возбуждения проявляется в том, что ребенок способен длительное время прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения - в том, что малыш способен сосредоточиться на своей деятельности, и не отвлекаться по пустякам. Силе тех или иных процессов противопоставляется их слабость - неспособность прикладывать усилия и сосредоточиться.
Признаком уравновешенности нервных процессов является одинаковая сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения. Малыш с уравновешенной нервной системой обычно спокойно и без трудностей доводит до конца начатое дело. Когда ребенок неуравновешен, и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, он ведет себя соответственно: то с легкостью преодолевает трудности, то "зависает" перед ними. Подвижность нервных процессов - способность возбуждения и торможения незамедлительно сменять друг друга по мере необходимости. Благодаря подвижности ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой. Противоположность подвижности - инертность. При инертности нервных процессов ребенку стоит больших усилий переключиться с одного вида деятельности на другой, приспособиться к новым обстоятельствам. Все эти три качества в различных комбинациях и создают типы темперамента у детей, его способ реакции на те или иные обстоятельства. Необходимо отметить, что "чистые" типы темперамента у детей в жизни практически не встречаются, в большинстве случаев они искусно переплетены в каждом ребенке, хотя и можно выделить преобладающие черты. Чаще всего ведущий тип темперамента у детей можно выделить после окончания кризиса трех лет, когда ребенок учится себя контролировать и более-менее понятно выражать свои эмоции.
В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха. Всегда позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое. Легко осваивает возрастные навыки. Движения - уверенные, точные. Речь - выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.
Как воспитывать сангвиника.
*Стремиться выработать у него устойчивые интересы. *Учить упорству, терпению, умению доводить начатое дело до конца. *Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. *Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.
Пример этого типа темперамента у ребенка - Сова из того же "Винни-Пуха". Спокойный "копуша", не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.
Как воспитывать флегматика.
*Выработать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу. *Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий. *Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность. *Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
Ребенок-холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)
Пример этого типа темперамента у ребенка - Пятачек. Всегда яркий, колоритный, всегда "чересчур". Подвижный, заводится с полоборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить. Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом - к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.
Как воспитывать холерика.
*Направить бьющую ключом энергию на нужные. полезные дела. *Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности. * Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию! *Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций. *Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность. *Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.
Ребенок-меланхолик (слабый)
Пример этого типа темперамента у ребенка - ослик Иа-Иа. Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики... Чуть что - в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. "Зацикливаются" на собственных неудачах. воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются. Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.
Как воспитывать меланхолика.
*Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять. *Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить. *Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе. *Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально. *Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.
Общие правила воспитания
Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя "не так": *Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом. *Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает. *Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка. *Не раздражаться от того, что ребенок "не такой", не ругать ребенка за его темперамент. Уверены, что эта информация поможет многим посмотреть на своего ребенка другими глазами, оценить его достоинства и научиться получать еще больше удовольствия от общения с ним.