Суббота, 27.04.2024, 16:06
ТИХВИН-РИО (дайджест)
Приветствую Вас Гость | RSS
РЕКЛАМА
Категории раздела
Интересное в интернете [24]
Самые последние интересные новости
Меню сайта
Радио для двоих
Реклама
Тихвинский ДК
Тихвинский РДК
Библиотека
Реклама
ОВД Тихвина
Ростелеком
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Интернет » Интересное в интернете [ Добавить статью ]

Богатые бедные журналисты, или Почём нынче строчка

Богатые бедные журналисты, или Почём нынче строчка

  На сегодня профессия журналиста остается одной из самых престижных, а, следовательно, и высокоопла­чиваемых видов деятельности во всем цивилизован­ном мире. Но, как известно, Россию «аршином об­щим не измерить», а потому, если вы собираетесь жить и работать журналистом в России, надо и мыс­лить в первую очередь исконными категориями — об­щественной пользой, просветительской идеей, сеяни­ем разумного, доброго, вечного... То есть, если вы идете в журналистику в первую очередь ради денег, то делать этого не стоит, а если деньги — это больше приятное приложение к вышеперечисленным потен­циальным достоинствам журналистики, то здесь вы найдете и возможность творческого самовыражения, и интересную, насыщенную событиями жизнь, и об­щение с неординарными людьми... В общем, всего и не перечесть.

Конечно же, не все так печально. Особенно в сто­лице. Чем же дальше в провинцию, тем печальнее. Сегодняшнее состояние журналистики — пример того, как сознание определяется бытием. Кризис фи­нансовый оказывается чреват кризисом творческим.

Впрочем, не будем забегать вперед. Чтобы зараба­тывать, надо работать. Так что проблема трудоустрой­ства все-таки первична.

В связи с вечно нестабильным состоянием россий­ской экономики многие стремятся уехать за рубеж.

«ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА — ПОЛУШКА...»

  Успех вашего трудоустройства на Западе зависит не только от вашей квалификации, но и вообще от профессии — к примеру, в компьютерных фирмах США считается дурным тоном не иметь в штате рус­ских программистов, а вот о журналистах такого не скажешь. Чтобы работать в англоязычных СМИ, нужно великолепное знание языка. Есть своя специфика и в организации работы редакции, и в специ­ализациях. Как признается Игорь Дробышев («Журна­лист», 1993, № 2), которому удалось месяц проработать в единственной общенациональной ежедневной газе­те США «USA today», в Америке процветает особый вид журналистики — «fast-food journalism», по-рус­ски — «журналистика быстрого обслуживания» (по аналогии с закусочными «Мак-Дональдс» такую прес­су называют «Mac-paper»): все «архитектурные изли­шества» в материале нещадно «вырубаются» редак­тором, остается лишь насыщенная фактами выжимка, которую читатель может проглядеть за несколько секунд». Кроме того, сегодня классный репортер — не тот, кто, высунув язык, бегает по го­роду в поисках новости, а тот, кто знает, где и когда ее ждать. Так что составить конкуренцию репорте­рам, уже имеющим стаж работы, а, следовательно, контакты, связи и свои источники информации, очень и очень сложно. Что же касается Америки, то помимо всего прочего по американскому иммиграци­онному законодательству иностранец может полу­чить «рабочую» визу лишь в том случае, если работодатель докажет властям, что на данном рабочем месте ему нужен именно он, а не американец. Таким образом, открытыми остаются лишь русскоязычные эмигрантские СМИ и иностранные редакции больших медиа-конгломератов.

Что касается размеров и форм оплаты журналист­ского труда, то в печатной прессе, как правило, нет разделения на оклад и гонорар. Журналист выдает объем, установленный подписанным контрактом, и получает за это фиксированную сумму, которая в среднем равна:

издатель (управляющий) — от $50 000 в год,

главный редактор, редактор отдела — $30 000 — $200 000 в год,

репортер — $25 000 — $125 000 в год,

корректор (выпускающий редактор) — $10 000— $75 000 (в среднем $25 000 — $45 000) в год,

фотокорреспондент или художник — $20 000 — $65 000 в год,

рекламный агент — $12 000 — $30 000 в год, не считая файндерских (агентских, комисси­онных) процентов от суммы сделки,

менеджер по продажам — аналогично реклам­ному агенту,

специалист по маркетингу и промоушну — $25 000 — $100 000 в год.

Однако, как нам стало известно, ни одно из изве­стных кадровых агентств не имеет в базе данных за­рубежных журналистских вакансий.

ЗА «МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ» РОДИНЫ

  Что же касается отечественных перспектив, то в плане трудоустройства они замечательны. Журнали­сты требуются везде — ив журналистике, и не со­всем (см. раздел по специализациям). Сегодня студен­ты журфака МГУ, просматривая на факультетской доске объявлений призывы страждущих работодате­лей, над предложениями с окладом ниже $300 в ме­сяц даже не задумываются. Дефицит кадров налицо.

Ситуация с размерами оплаты труда в Москве при­мерно следующая. Сразу замечу, что вся цифровая информация получена из неофициальных источни­ков, так как официально она относится к категории коммерческой тайны и при заключении контракта обязательным условием является подписка о неразгла­шении. Итак, в электронных СМИ ситуация такова.

Сегодня производством ТВ-программ занимаются не только сами каналы, но и организации, которые эфирных каналов не имеют, но производят сюжеты и программы с последующей продажей их трансля­ционным компаниям. В качестве примера можно на­звать Авторское телевидение (АТВ). Кроме того, рабо­тают также свободные журналисты, так называемые стрингеры — с оператором или просто с камерой они добывают необходимый материал, который после монтируется уже на месте и продается трансляцион­ным каналам. Таким образом, в зависимости от сво­их талантов, опыта и пробивной способности журна­лист электронных СМИ в Москве может получить 300 рублей в месяц, а может и $20 000 в день.

Основными формами оплаты, как и везде, на ра­дио и телевидении являются оклад и (или) гонорары. На размеры выплат и их регулярность повлиял авгу­стовский экономический кризис 1998 г. Например, средний оклад журналиста на НТВ внешне не изме­нился — как год назад, так и сегодня он составляет около $2 000 в месяц, но курс доллара, в соответствии с которым выплачивается рублевая зарплата, теперь значительно ниже рыночного, а иногда уступает даже курсу ММВБ (например, в обменных пунктах доллар равняется 24 рублям, а «курс НТВ» — 18 рублей за доллар). Таким образом, размер заработка уменьшил­ся в среднем на 30—40%. Аналогичная ситуация на канале ТВ-центр. На Авторском телевидении «ставка» штатного журналиста равна в среднем $600 в месяц плюс гонорары — совет редакторов оценивает каче­ство материала, и в зависимости от оного гонорар может составить от $30 за трехминутный сюжет (в среднем он равен $100). Это касательно информаци­онных сюжетов. Что же до аналитических материа­лов и фильмов, то здесь соответственно и цифры совсем другие. В зависимости от того, кто финанси­рует проект (он может быть и рекламным, и спонсор­ским), десятиминутный фильм может принести авто­ру от $5 000. Существуют и задержки выплат, а форма оплаты в основном безналичная — деньги перечисляются на персональный счет журналиста в банке, и он в случае необходимости пользуется сво­ей кредитной карточкой.

Что же касается печатных СМИ, то здесь ситуация схожая. Устроиться и закрепиться можно практичес­ки в любом, даже самом престижном издании. Глав­ное, что всегда выгодно отличит вас от конкурентов и, следовательно, вынудит начальство отдать предпоч­тение именно вам, — инициативность (редакционные задания здесь редки, поиск темы — обязанность жур­налиста), связи (возможность в любое время дня и ночи получить комментарий авторитетных лиц, даже в случае необходимости позвонив им домой), информированность (знание, где и когда произойдет нечто интересное, и обладание возможностью оперативно получить всю необходимую информацию). Если вы обладаете этими качествами или задались целью об­ладать ими — у вас не должно быть проблем с трудо­устройством.

Выгодное отличие печатной прессы от электрон­ных СМИ сегодня состоит в том, что газетная так на­зываемая «джинса», или «заказуха» — загримирован­ный под информационный рекламный материал, — может оплачиваться наличными и уходить, таким образом, из-под налогообложения. Вообще сегодня борцы с непосильным налоговым бременем на вы­думку хитры. Придумано немало способов обойти или минимизировать участие в сказочно пустом бюд­жете. Один из них происходит под громко деклари­руемым девизом «МЫ В НИЩЕТЕ — И ВСЕ НА «МИНИМАЛКЕ»! Таким образом, по слухам, поступает «Московский комсомолец» (официальная став­ка штатных журналистов — 100 рублей в месяц), ми­нимизируя налог с фонда заработной платы, а осталь­ную часть зарплаты выплачивая «по-черному» или в качестве премии. Это помогает держать коллектив в целом и каждого его участника в отдельности в проч­ной финансовой узде, своевольно определяя размер его материального поощрения.

Особого интереса заслуживает ноу-хау руковод­ства одного из провинциальных СМИ, которое вско­ре, видимо, станет немыслимо популярным. Сама суть маленькой организационно-финансовой хитро­сти состоит даже не в том, что в штате газеты нет ни одного сотрудника (предельная минимизация штатно­го потенциала, кажется, давно освоена повсеместно). Изюминка в том, что трудовые взаимоотношения «работник-работодатель» здесь как бы вовсе отсут­ствуют. Формально они подменяются отношениями «покупатель-продавец», а то и вовсе «арендатор» и «арендодатель». Дело в том, что все, написанное творческим пером, рассматривается как некий предмет, находящийся в интеллектуальной собственности ав­тора, но все же предмет в полном соответствии с дей­ствующим законодательством могущий быть продан­ным и купленным. Цена, понятно, договорная. Минимизация налогообложения в сравнении с нало­гами, которые предстоит уплачивать «с работника», полная. И если в случае продажи, к примеру, серии репортажей еще придется потратиться на налог с продаж, то если ту же серию просто сдать в аренду, то фискально-финансовая сторона оказывается еще привлекательнее. При таких взаимоотношениях жур­налиста с редакцией, к слову сказать, несколько по­вышается защищенность его авторских прав — в до­говоре аренды можно точно прописать срок и условия использования его материалов.

В то же время, очевидно, падает до минимального уровня социальная защищенность сотрудника, он «выключен» из системы медстрахования, пенсион­ных фондов и других социальных структур. Как пра­вило, это редко тревожит молодых репортеров, не ду­мающих до поры о своем здоровье и пенсионе. Однако со временем эти проблемы проявляются все более ощутимо. Посему схема наилучшим образом применима структурами, сотрудники которых явля­ются совместителями и уже обеспечены социальны­ми гарантиями на одном месте работы. Тогда на дру­гом они могут спокойно продавать или сдавать в аренду свою интеллектуальную собственность и ра­довать редактора экономией фонда заработной пла­ты. А тема актуальности вышеупомянутой «системы минимизации налогообложения» в условиях налога на вмененный доход еще ждет своего исследователя.

Итак, по признаниям работников столичной прес­сы, после кризиса выгоднее всего работать в крупных стабильных журналах типа «Космополитен», «Элль», «Карьера», «Профиль», «Деньги»... Оклады здесь достаточно высокие (минимум $500) и гонорары — $150—$200 за статью объемом примерно 3 стандарт­ных журнальных полосы. «План» штатного журнали­ста — в среднем две статьи в месяц. Так что месяч­ный доход подсчитайте сами.

В крупных газетах, как признаются сами журна­листы, выгоднее работать «на гонорарах». Хотя оклад штатного сотрудника составляет в среднем $500 в месяц, он попадает в мельницу редакционной маши­ны и обязанностей автоматически становится больше, чем прав. Человеку с хорошей производительностью труда выгоднее и спокойнее работать вне штата — никто ничего не требует, на сколько напи­сал — столько и получил.

Распределением гонорарного фонда и фонда зара­ботной платы занимается, как правило, начальник от­дела — общий денежный фонд газеты делится на так называемые бюджеты отделов. А там уж виднее, кто чего стоит.

Что же касается провинциальных СМИ, то ситуа­ция здесь неоднозначная и в основном безрадостная. Говорят, что профессиональный уровень провинци­альных журналистов сегодня снизился. В числе про­чих причин этого печального факта можно выделить несколько основных.

Во-первых, наиболее активная и перспективная молодая поросль профессиональных журналистов в поисках лучшей доли эмигрирует в столицу. И, тем не менее, происходит явное омоложение провинциаль­ных СМИ, что связано сегодня не только и не столько с пенсионным возрастом или творческой немощью ветеранов пера. Просто зрелые люди не могут рабо­тать на (в) таких условиях, и вынуждены порой кар­динально менять вид деятельности либо готовиться к прозябанию. В то же время молодежь, еще не утра­тившая способности получать самоудовлетворение от причастности, скажем, к «модному молодежному ра­дио», вполне может поработать и без адекватной оп­латы труда, тем более что, с другой стороны, и само качество труда и его профессиональный уровень та­ковы, что платить как бы и не за что. Замкнутый по­рочный круг: работник как бы работает, работодатель как бы платит. И все как бы довольны. Но при этом качество конечного продукта оставляет желать... Про­винциальный работодатель сегодня не может удержать профессионалов достойной оплатой труда.

Вторая причина: очевидная ограниченность воз­можности творческого роста опять же из-за баналь­ного отсутствия средств: журналисты в провинции особенно давно никуда не ездят, отсутствуют обмен опытом, повышение квалификации.

Как показывает опыт, многое зависит от челове­ческого фактора — непосредственного руководите­ля СМИ в провинции, часто объединяющего в себе функции и главного редактора и директора коммер­ческого предприятия «Редакция СМИ». Обладая, та­ким образом, всеми возможностями для максималь­но эффективного управления структурой, лишь немногие реализуют это на практике.

Несмотря на фоновую нищету провинциальных СМИ, нет правил без исключения. Жарким летом 1998-го, когда по земле русской разносился стон твор­ческой интеллигенции, которой в очередной раз ста­ло очевидно ее место, мне доводилось наблюдать ре­дакцию газеты «Вечерний Н-ск», где полтора десятка штатных (!) сотрудников регулярно получали заработ­ную плату в размере от 800 до 1,5 тыс. рублей. В сравнении с тотальными многомесячными задержками вдвое, а то и вторе меньших зарплат у большинства прочих газетчиков этой губернии, ситуация казалось просто сказочной. Секрет крылся в грамотной хозяй­ственно-политической деятельности руководителя СМИ, являвшегося в то время депутатом местного законодательного собрания.

Существует и другая практика: журналистам на­числяются довольно неплохие по местным меркам ок­лады, но выплаты их откладываются на необозримое будущее, в результате работник получает причитаю­щееся уже тогда, когда в условиях постоянного роста цен эти деньги реально уже не представляют со­бой той суммы, которая была бы при своевременной выплате.

И за это время руководители СМИ подобно мел­ким гешефтмахерам, пытаются, и в большинстве слу­чаев небезуспешно, попользовать имеющиеся сред­ства.

Благо журналисты, казалось бы, самые информи­рованные о своих правах работники, практически ни­когда не пытаются отстаивать их в суде. Возможно, в силу также хорошей информированности об этом институте.

В прошлом году Ростов-на-Дону был потрясен ги­белью сотрудника местной газеты «Приазовский край», объявившего голодовку, чтобы добиться от ру­ководства газеты погашения многомесячных долгов. Однако даже эта трагедия не стала объединяющим фактором. Отстаивать свои кровные интересы каж­дый предпочитает самостоятельно, возможно, в глубине души догадываясь, что счастья никогда не хва­тит на всех и надеясь оказаться наиболее близким к «кормушке».

В провинции практически неизвестны СМИ, в ко­торых размер гонорара реально определялся бы ко­эффициентом трудового участия. Увы, распределение происходит несколько иначе. В подавляющем боль­шинстве печатных изданий оплата труда журналис­та складывается из следующих составляющих.

Собственно зарплата — ставка в провинции колеб­лется от минимальной до десяти-пятнадцати таковых в зависимости от уровня и благополучия СМИ.

Гонорары. Гонорарный фонд при всем разнообра­зии способов подсчета строк и квадратов колеблется в пределах от 50—60 до 300—500 руб. за объем тек­ста, отпечатанный стандартным шрифтом на форма­те А4.

Несколько иной политики придерживаются элек­тронные СМИ. Радиожурналисты, как правило, вы­нужденные совмещать в себе функции агента по рек­ламе, диктора и звукооператора (на коммерческих FM-станциях), не получают за свой труд почти ниче­го и в большинстве работают на голом энтузиазме да процентах от своих рекламных сделок. Официальный оклад выпускающего редактора новостей на регио­нальной ТРК «Пульс» (Ростовская область) составля­ет 400 руб. в месяц. В свое время главный редактор радио «Пульс» признавался, что сам вынужден «бе­гать по рекламе», чтобы зарабатывать на файндерских. Политика жесткого разделения журналистской и рекламной деятельности, проводимая в цивилизованных странах, в российскую глубинку, похоже, не придет никогда — и слава Богу, иначе журналистское племя вымирало бы вдвое быстрее.

Несколько изменить плачевную ситуацию могут личные инициативы и персональные проекты, пред­полагающие создание авторской программы или на­писание заказной статьи при спонсорской или рек­ламной поддержке и т. п. При этом желательно быть уверенным в том, что автор-инициатор не будет «ки­нут» своим же руководством, если проект окажется действительно финансово перспективным.

Таким образом, очевидно, что и в ближайшее вре­мя центростремительная миграция молодых талантов будет продолжаться. Соответственно, провинциаль­ные СМИ еще обеднеют, а в столице будет расти ос­трота конкурентной борьбы за «место под солнцем». Радует только, что столичный рынок журналистской рабсилы еще нескоро насытится. Провинции же, к сожалению, остается лишь уповать на энтузиазм и патриотизм молодых талантов.


http://llbooktoday.com/book_427_glava_45_8.10_Up/Down/In/Out.html
Категория: Интересное в интернете | Добавил: Алекс (22.03.2013)
Просмотров: 1878 | Комментарии: 1 | Теги: тихвин-рио, Журналистика, тихвин, тихвинские сми, журналистика в провинции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Помощь сайту
Поиск по сайту
Реклама
Мы ВКонтакте
Культура-Агро
Общество инвалидов
Трудовая слава
Тихвинская неделя
ТМИО "ИРАИ"
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Админ сайта
    Реклама
    Вход на сайт
    Copyright MyCorp © 2024HASH(0x39e3ac0)