Четверг, 02.05.2024, 17:16
ТИХВИН-РИО (дайджест)
Приветствую Вас Гость | RSS
РЕКЛАМА
Категории раздела
О чем пишут тихвинские газеты? (Новости) [107]
Интересные материалы о Тихвине и тихвинском районе [36]
Все материалы, касающиеся г.Тихвин и Тихвинского района со всех сайтов Лен.обл.
История родного края [10]
Статьи о г. Тихвине и тихвинском районе
Сельхозпредприятия тихвинского района [12]
Меню сайта
Радио для двоих
Реклама
Тихвинский ДК
Тихвинский РДК
Библиотека
Реклама
ОВД Тихвина
Ростелеком
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » По страницам СМИ Лен. обл. » История родного края [ Добавить статью ]

Франц Павлович Де-Волант

 История Тихвинского края в лицах
(газета "Дивья" №41 18.10.2012)
Франц Павлович Де-Волант
1 октября 2012 года исполнилось 260 лет со дня рождения строителя Тихвинской водной системы инженер-генерала Франца Павловича Де-Воланта.

Франц Де-Волан

 Выдающийся инженер, строитель и гидротехник, энергичный и талантливый реформатор Ф.П. Де-Волант был первым инженером в армиях Г.А. Потёмкина и А.В. Суворова, первым инженером во главе Ведомства путей сообщения, первым представителем этого ведомства в Комитете министров. Он единственный, кто получил генеральский орден в звании инженер-полковника. За 31 год службы России Франц Павлович построил ряд городов на побережье Азовского и Черного морей, улучшил судоходство по Днепру, создал самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой, возвел первый чугунный мост в Петербурге и так далее, и так далее. В своей работе он во многом опирался на принципы древнеримской гидротехники и градостроительства.
Де-Волант был изумительно трудолюбивым, работоспособным, добросовестным человеком. Он мог вести одновременно крупные стройки в разных районах России. И при этом Франц Павлович скромен – в своих записях он пишет лишь о работе, не подчеркивая собственных заслуг. Современники описывают его как доброго, дородного и «скушного» человека. Особенно скучен был Франц Павлович по сравнению со своими соратниками, другими «отцами-основателями» Одессы – блистательным герцогом Де Ришелье и мастером интриги Де Рибасом. Существует версия, что прообразом Дон Жуана для Байрона послужил волонтер русской армии юный Арман Эмманюэль Дю Плесси, герцог Де Ришелье и Де Фронзак, потомок знаменитого кардинала. Судьба Иосифа Де Рибаса тоже напоминает авантюрно-детективный роман. О его хитрости и ловкости ходили легенды. А жизнь Де-Воланта – сплошной «производственный роман». Он всю жизнь строил – укрепления и крепости, города и дороги. «Скушность» Франца Павловича была обманчивой. В профессиональных вопросах он был настойчивым, бескомпромиссным, и мог быть «грозен». В наше время неутолимой тоски по «доквалифицированным» специалистам так приятно поговорить о «человеке дела», настоящем профессионале.

  Брабантский дворянин Франц-Павел Сент де Воллант родился 20 сентября 1752 г. в Антверпене. Молодость провёл в Южной Америке. С 1779 г. Сент де Воллант находился с картографической миссией в Голландской Гвиане (Суринаме), занимался топографическими исследованиями и составлением карт, с 1781 г. разрабатывал планы защиты этой голландской колонии, проектировал военные укрепления и принимал участие в военных действиях против англичан – служил в голландской армии в чине капитан-лейтенанта. По возвращении в Голландию в 1784 г. он участвовал в составлении атласа юго-восточной части Голландии. В марте 1786 г. вышел в отставку в чине инженер-капитана. 
30 октября 1787 г. Сент де Воллант вступил в русскую службу инженер-майором по протекции российского посла в Гааге С.А. Колычева: «Я был принят на военную службу в Россию по воле Российской императрицы через её посланника в Гааге господина Каличева…».
Как только не транслитерировали на русский фамилию Sainte de Wollant – с дефисом, слитно, раздельно, с одним «л» и с двумя, с «т» на конце и без, с двумя заглавными буквами и одной: Де Волан, Деволан, Деволант, де Воллан, де-Волан, Де-Волан, Сент-Деволан… Мы решили принять тот вариант, который значится на надгробном памятнике – Де-Волант, сохраняя непроизносимое по-французски «т» на конце слова. Он же, все-таки не француз, а голландец, и Брабант мы тоже с «т» пишем.
Франц Павлович с начала службы в России стал инженером на Балтийском флоте. В 1788 г., во время русско-шведской войны, состоял во флоте адмирала Грейга, участвовал в Готландском сражении 6 июля 1788 г.
В конце того же года Де-Волант был отправлен в Таврический край в армию Г.А. Потёмкина «по надобности в инженерах», состоял при главнокомандующем в армии, действовавшей против турок, сначала в распоряжении Комитета строения города и порта Николаева. В 1789 г. Франц Павлович получил звание первого инженера армии. Он участвовал в осадах Каушана, Паланки, Аккермана, Бендер, Килии, в штурме Измаила и других турецких крепостей на Дунае. 25 марта 1791 года «за отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии» Де-Волант был удостоен своей первой российской награды – ордена св. Георгия 4-й степени. В том же году Франц Павлович получает и второй орден – Святого Владимира 4-й ст. В 1792 г. произведен в инженер-полковники. Де-Волант принимал участие в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. Под его руководством были укреплены пограничные крепости на Черном и Азовских морях, на реке Днестр. Франц Павлович составил карты отвоёванных у Османской империи территорий. После заключения мира был в Константинополе в составе свиты М.И. Кутузова.
 В 1790-96 гг. в звании старшего инженера Де-Волант активно занимался градостроительной деятельностью – на землях между реками Южный Буг и Днестр, отошедших к России по Ясскому мирному договору 1791 года, строил крепости и города, осуществляя пожелание Екатерины Великой заселить эти плодородные земли и «обеспечить тишину и спокойствие этого края».
Для укрепления границ по Днестру из Финляндии был вызван А.В. Суворов. В короткий срок он составил новые планы совместно с инженер-майором Де-Волантом. Генерал-губернатор Екатеринославской губернии Каховский в письме Екатерине II отмечал ревность, усердие, неусыпные труды, способности и усердие к службе, оказанные Де-Волантом. Помимо возведения крепостей и укреплений Франц Павлович открыл и обеспечил разработку «земляного угля», занимался промером Днепра, Буга и Днестра, устроением дорог, мостов и переправ и многим другим.
Уже 21 сентября 1792 года губернатор Каховский представляет в Кабинет Ее Императорского Величества составленную инженером Де-Волантом «генеральную карту сей новоприобретенной области с разделением ея на четыре уезда, на 4 уездных крепости, ...планы четырем уездным городам...». Была учреждена экспедиции строения, командовать которой императрица поручила А.В. Суворову. В январе 1793 года Суворов пишет статс-секретарю коллегии П.И. Турчанинову «Де Волан, Князев и Фемерс работают, проекты …хороши, но драгоценны» (т.е. дороги).
В 1793 г. Де-Воланта назначают на должность первого инженера Южной армии, которой командовал А.В. Суворов. Находясь при той же армии, Франц Павлович участвовал в Польской кампании 1794 г. За отличие, по представлению фельдмаршала, он был произведён в инженер-полковники и награждён орденом св. Владимира 3-й степени. Отношения Суворова и Де-Воланта складывались непросто, однако со временем Александр Васильевич оценил упрямого голландца.
Вплоть до смерти Екатерины II продолжается градостроительная деятельность Де-Воланта. Франц Павлович составлял проекты, сметы, руководил строительством. Им спроектированы Овидиопольская, Тираспольская, Гаджибеевская, Перекопская, Кинбурнская крепости, порт Ахтиар – будущий Севастополь, порт для купеческих судов в Евпатории, Очаковский блок-форт на о. Майском. Де-Волант разрабатывал планы новых городов: Николаева, Григориополя, Тирасполя, Симферополя, Овидиополя, Хаджибея, Вознесенска (совместно с И.И. Князевым и А.И. Шостаком), Одессы.
По мнению инженер-генерала П.К. Сухтелена Тирасполь, Одесса и Овидиополь были лучшими из российских крепостей.
Екатерина II пожаловала Де-Воланту «в уважение трудов им подъемлемых, и немалых издержек» «десять тысяч рублей единовременно и по ста рублей на месяц столовых денег».
  Когда строительство Тираспольской крепости было завершено, Де-Волант занялся созданием Одесского и Севастопольского портов. 
Одесса была главным делом жизни Де-Воланта. Он – автор проектов и военно-торгового порта, и города. Адмиралом Де Рибасом и инженер-полковником Де-Волантом было выбрано удобное место для порта (военной гавани с купеческой пристанью) – крепость Гаджибей, построенная на месте античного города Борисфена. В 1794 г. крепость назвали городом. Планы города и гавани, составленные Францем Павловичем, были утверждены. Де-Волант создал Одессу по заказу Де Рибаса в «подражание древним». Учредили «канцелярию строений города и порта Гаджибейского» под начальством Суворова, ее директором стал Франц Павлович. К строительству приступили немедленно. Места под постройки отводили и частным лицам. Строитель тоже получил участок земли в создаваемом им городе. В 1796 г. первоначальные работы были окончены, город назвали Одессой.
  При постройке портовых сооружений применялся ряжевый метод – деревянные срубы, загружались камнями и затапливались в нужном месте. Собирались такие срубы на льду. Франц Павлович мог воспользоваться необычайно суровой зимой 1794-1795 гг., когда весь залив был покрыт толстым слоем льда.
Де-Волант строил Одессу «на вырост», запланировав большое число крупных площадей, намеренно рассредоточив основные звенья инфраструктуры, в том числе и жилые зоны. То есть новый город не разрастался вокруг одного центра, как обычно, а сразу был заложен как мегаполис, и строился как бы сразу весь, постепенно заполняя лакуны. В 1824 году уже обозначились главные улицы, хотя они еще и прерывались пустырями.
  За Одессу Де-Волант получил очередной орден – св. Владимира 2-й степени. А 24 июля 1797 г. он стал генерал-майором. Но менее чем через год военно-инженерная карьера Де-Воланта окончилась – сказалась смена правителя страны.
После смерти Екатерины II экспедиция строительства порта и города Одессы была временно закрыта. 6 октября 1798 г. Де-Волант демонстративно подал в отставку и уехал в Санкт-Петербург, а позже и вовсе покинул Россию.
Это время он использует для осмысления накопленного опыта. В «Записке» Франц Павлович проанализировал особенности защиты Крыма, за полвека с лишним точно предсказал осаду Севастополя, вплоть до места высадки неприятеля.
Но пауза в службе Де-Воланта оказалась недолгой. Уже на следующий год он вновь принят на службу. Создан Департамент водяных коммуникаций и Франц Павлович был назначен его членом. С этого времени и до конца жизни, почти 20 лет, Де-Волант строил дороги, как водные, так и сухопутные. Только в 1800 г. он ездил на некоторое время в Одессу для образования там комитета, который должен был продолжать строительство города. 18 февраля 1800 г. Де-Волант произведен в генерал-лейтенанты.
  Указом от 2 января 1802 года высочайше был утверждён «Проект Тихвинского канала с использованием рек» генерала Де-Воланта. На реализацию проекта назначили 433 709 рублей. Воплощать в жизнь проект должен был автор. Проект предполагал сооружение соединительного канала длиной 5 верст между верховьями рек Тихвинки и Соминки, через реки Быструю и Валченку. Так как в системе было мало воды, то Де-Волант решил превратить в водохранилища озера Пятино (до 160 тыс. куб. саж. воды) и Долгомощенское (до 300 тыс. куб. саж. воды) для питания обеих ветвей системы. Между Соминской пристанью и Тихвином предполагалось построить 17 шлюзов и 10 полушлюзов.
   В 1805 году Де-Волант направил в Сенат служебную записку, в которой обосновывал необходимость строительства ещё 7 шлюзов и 51 полушлюз. Запроектированного числа шлюзов и полушлюзов не хватало для поднятия воды до судоходного горизонта, так как на Тихвинке, Волчине и Соминке много порогов и каменистых гряд, а Тихвинка и мелководна. В 1802-1805 гг. были выполнены самые тяжелые работы – сооружение канала между озерами Лебедино и Крупино. К 1806 г. были выкопаны несколько каналов, устроена часть шлюзов и подшлюзов с плотинами. Плотники рубили стены «тарасами» – бревенчатые срубы заполняли землей и камнями. Сооружение дополнительных гидротехнических сооружений было разрешено 20 ноября 1809 г. В 1810 г. работы были временно приостановлены, но вновь возобновлены из-за ожидания войны с Наполеоном. Путь открылся для судоходства в незаконченном виде в 1811 г., только для судов малого размера.
Параллельно с Тихвинской водной системой, в 1803 г., Франц Павлович построил канал Огинского, соединивший бассейны рек Немана и Припяти, и шлюзы и обводные каналы на Днепровских порогах. В 1804 г. он принимал участие в постройке Таганрогского порта и разных сооружений по Куме, Тереку, Манычу, Старому каналу, предназначенному для соединения Волги с Доном через реки Иловля и Камышенка.
В 1808 г. Де-Волант проектировал систему в Вытегорском крае, также соединяющую бассейн Волги с Петербургским портом. Идея этой системы, как и Тизвинской, принадлежала Петру I. Франц Павлович, исследовав местность, согласился с мнением гидрографа петровских времен Д. Перри. Ссуда на строительство канала была выделена из Сохранной казны, которой ведала императрица Мария Фёдоровна, поэтому канал был назван в честь государыни Мариинским. Де-Волант заведовал не только Тихвинской и Мариинской системами, но и нижней частью Волги от Рыбинска.
Франц Павлович управлял всеми предприятиями по инспекции Днестра, Немана, Оки, Волги и других рек, производил работы на Цне, Суре, построил канал между Шексной и Северной Двиной, обеспечивший судоходство от Волги до Архангельского порта (канал Кирилловский, впоследствии герцога Александра Виртембергского), каналы около Онежского и Ладожского озер и т.д. Среди его проектов – каналы, соединяющие Онежское озеро с Белым морем.
За годы занятия водными путями России Франц Павлович был награжден орденами св. Иоанна Иерусалимского, Святой Анны 1-й степени и Святого Александра Невского.
  В 1809-1810 гг. Франц Павлович был одним из инициаторов создания Корпуса инженеров путей сообщения и его института. Де-Воланта назначили генерал-инспектором этого корпуса и членом его совета, а 6 сентября 1810 г. – инженер-генералом корпуса. 
Были реализованы и другие проекты Де-Воланта: проекты улучшения Твери, бичевников по реке Тверце, проекты разных зданий по Вышневолоцкой системе и Ладожскому каналу.
С 1809 г. Франц Павлович состоял при главном директоре Ведомства путей сообщения принце Георгии Гольштейне-Ольденбургском. В марте 1812 г. по Высочайшему указу принц отбыл в действующую армию. Де-Волант был назначен вместо него управляющим на правах главного директора. В декабре того же года принц неожиданно скончался. На Де-Воланта было возложено управление всеми делами путей сообщения. По личной просьбе императрицы Марии Фёдоровны, Де-Волант, друживший с принцем, воздал ему последние почести, находясь при погребальном поезде. Сблизила Де-Воланта с принцем Ольденбургским совместная служба. Супруга принца, великая княгиня Екатерина Павловна, состояла в дружеской переписке с Францем Павловичем до самой смерти. «Письма Великой Княгини Екатерины Павловны к инженер-генералу Ф. П. Деволану» были опубликованы в «Русском архиве» за 1870 г. Из писем видно, что она с участием относилась не только к ведомству, но и к его главе. Она сообщала Францу Павловичу все заграничные новости, относящиеся к путям сообщения, просила его сообщать ей свои мысли «насчет этой интересной отрасли управления», чтобы при возможности делиться ими с императором Александром I.
  В 1812-1816 гг. деятельность управления была свернута из-за недостаточности средств, вызванной войной. В 1814 г. Де-Воланту, как представителю отдельного ведомства, было велено присутствовать в комитете министров. 
В последние годы жизни Франц Павлович занимался строительством дорог от Москвы до Петербурга. В 1816 г. возобновляется нормальная деятельность управления. В те времена проблема дорог стояла весьма остро. Например, между Тверью (где находилось управление путей сообщения) и Москвой некоторые участки оказались «почти в беспроездном состоянии», около Петербурга некоторые участки дорог временами совсем затоплялись. В 1816 г. был учрежден особый Комитет о построении и содержании больших дорог в Империи под председательством графа А.А. Аракчеева. Граф занялся вопросом о сооружении в России насыпных каменных шоссе по образцу заграничных. Было решено применить такой способ к дороге от Москвы до Петербурга. Под руководством Де-Воланта началось строительство первого в России такого шоссе. По ходатайству Франца Павловича управление путей сообщения было переведено в Петербург, по государственным дорогам учредили рабочие бригады. Де-Волант прилагал все усилия для успешного строительства шоссе, во время инспекций обращая особое внимание на недостаток старания служащих.
Несмотря на недуг, Франц Павлович Де-Волант продолжал служить и умер до выхода в отставку. Он скончался в Санкт-Петербурге 30 ноября 1818 г., похоронен на Волковом лютеранском кладбище.
Ф.П. Де-Волант получил русское потомственное дворянство. Новый дворянский род был внесен во II часть родословной книги Новгородской губернии).
Памятники выдающемуся инженеру и градостроителю установлены в Тирасполе, в Новочеркасске.
   Больше всего чтут Де-Воланта, естественно, в Одессе. У входа в порт установили бюст и памятную доску. В 1900 году в Одессе установили памятник императрице Екатерины, после революции памятник был снесен, недавно восстановлен. У постамента памятника – бронзовые фигуры Г. Потемкина, П. Зубова, И. Дерибаса и Ф. Де-Воланта. Одна из улиц в порту была названа Деволановой. Есть даже «продовольственный магазин Де-Волан», были в Одессе и «Деволановские склады».
Именем Де-Воланта назвали Музей Одесского порта, открытый к 200-летию Одессы в одном из старинных зданий на Ланжероновском спуске. Экспозиция музея состоит из 5 залов. 2-й зал – «Жизнь и деятельность Ф.П. Де-Волана». Музей издал 6 книг, в том числе «Де-Волант Женераль Франсуа, очерк моей службы в России, 1787–1811» и «Наследие Ф.П. Де-Волана». Первый директор музея Н.Г. Глеб-Кошанский нашел в архивах Санкт-Петербурга и Москвы труды, связанные с именем Де-Воланта: написанные на старофранцузском языке мемуары, планы городов, капитальный труд по описанию земель, присоединенных к России по Ясскому мирному договору «Отчет о географическом и топографическом положении провинции Озу, или Едиссан, обычно называемой Очаковской степью, служащий пояснением к картам и планам, снятым по Высочайшему указанию».
Отдали должное Де-Воланту и в Санкт-Петербурге – издана книга, основанная на его дневниковых записях за 1787-1811 гг.: От голландского капитана до российского министра. Франц Павлович де Волан (к 250-летию со дня рождения) – СПб.: Европейский Дом, 2003. – 368 с.
  Приятно, что у Тихвинской водной системы такие замечательные «родственники», как Одесса, Севастополь, Николаев, Тирасполь… И радует, что заслуги Ф.П. Де-Воланта перед Россией не забыты. А его имя выходит из забвения и все чаще произносится с благодарностью и уважением.

Алла Титова

Франц Де-Волан
Категория: История родного края | Добавил: Алекс (29.10.2012)
Просмотров: 2680 | Теги: Де-Волант, Франц Павлович Де-Волант, Алла Титова, тихвин, история Тихвина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Помощь сайту
Поиск по сайту
Реклама
Мы ВКонтакте
Культура-Агро
Общество инвалидов
Трудовая слава
Тихвинская неделя
ТМИО "ИРАИ"
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Админ сайта
    Реклама
    Вход на сайт
    Copyright MyCorp © 2024HASH(0x39e3ac0)