Тихвинская неделя № 22 13 июня Бизнесу пора бы "оганзеть" или Как извлечь выгоду из средневековой истории
В этом году отмечается 10-летие с того момента, как Тихвин стал частью большого Ганзейского союза - возрожденного объединения средневековых торговых городов Европы и примкнувших к ним городов России. Несмотря на это, словосочетание "Тихвин-ганзейский" зазвучало совсем недавно. В прошлом году на День города у Вязитского рынка была организована развлекательная ганзейская площадка, а этой весной в городе прошли "Ганзейские игрища". Но одними праздниками Тихвин ограничиваться не собирается...
Не затасканный бренд
Если средневековая Ганза представляла собой, прежде всего, торговое сообщество, то основная идея Ганзы Нового времени состоит в сохранении исторического, культурного наследия, традиционных ремесел, развитии туризма и народной дипломатии. Тем не менее, и в современном Ганзейском союзе немало внимания уделяется бизнесу. 7 мая на заседании Координационного совета предпринимателей при главе тихвинской администрации с этой темой познакомились и наши деловые люди. Многие из них впервые узнали, что Ганза является единственным международным межмуниципальным объединением, в которое входят русские города, а членство в этом союзе открывает широкие возможности для участия в программах как самой Ганзы Нового времени, так и Евросоюза: грантах, благотворительных и гуманитарных акциях. А значит, у нас есть перспективы расширения партнерских отношений, освоения новых рынков товаров и услуг, привлечения инвестиций в город и на предприятия. Самое простое, что Ганза может предложить тихвинским бизнесменам,- это использование раскрученного в Европе бренда. В марте президиум Ганзейского союза Нового времени разрешил всем товаропроизводителям, работающим в ганзейских городах, использовать в названии своей продукции слова "Ганза" и "Ганзейский". Великий Новгород уже давно не стесняется: там продаются ганзейский сервелат и аперитив, а вскоре начнут выпускать и ганзейский квас. - Чтобы выпускать свой товар под знаком Ганзы, пока никакой сертификации не требуется,- пояснил советник главы Тихвинского района по взаимодействию со СМИ и уполномоченный по делам Ганзы в Тихвинском районе Станислав Смирнов. - Производителям нужно будет только разориться на новую этикетку или упаковку. Правда, есть опасность того, что из-за некачественной продукции понятие "ганзейский", которое в Европе ассоциируется с традициями и качеством, девальвируется и российский потребитель не будет воспринимать "Ганзу" как хорошую, внушающую доверие марку. Поэтому сейчас в Союзе русских ганзейских городов обсуждается тема создания сертифицированного товарного знака. А пока комиссия по делам Ганзы администрации Тихвинского района планирует создать свою экспертную группу, состоящую из представителей власти, бизнеса, надзорных органов, которые будут оценивать продукцию местных товаропроизводителей с точки зрения "ганзейского" стандарта качества. Возможно, тихвинские наработки в этом вопросе могут стать основой созданий русского ганзейского бренда.
Лимонад, покоряющий мир
Тихвинские предприниматели в большинстве своем заинтересовались новой темой, но говорить о каких-то идеях на этот счет пока не готовы. Например, как признался директор лимонадного завода "Воды Лагидзе" Малхаз Дзимистаришвили, до недавнего времени он и слыхом не слыхивал о Ганзе. - Торговая марка должна быть проходным билетом на рынок,- говорит Малхаз Отарович.- Но пока мы себе плохо представляем, что может дать Ганза. Между тем лимонадному заводу сам бог велел вливаться в ганзейское движение. Из США, Канады и Европы уже поступили заявки на поставку тихвинской газировки, так что марка Ганзы поможет укрепиться на европейском рынке и прославить Тихвин. То же самое можно отнести к вагоностроительному заводу с его обширными европейскими связями, ООО "Комацо" как образцу российско-германского сотрудничества, а также Лесохимическому заводу, едва ли не единственному в своем роде предприятию в России. Более того, сейчас формируется единая база предприятий, работающих в ганзейских городах, в рамках проекта "Экономическое пространство Ганзы", который поддерживается Евросоюзом и направлен на расширение деловых связей между предпринимателями. Мюнстерский институт прикладных наук, реализующий этот проект, изучает рынок ганзейского города и оценивает его экономический потенциал по определенной шкале. А дальше либо позволяет, либо нет заносить предприятия города в единую базу, которая откроет доступ к новым инвесторам, возможностям инновационного обмена между предприятиями, поможет расширить рынок сбыта. Членство в этом "VIP-клубе" говорит о том, что предприятие, его продукция или услуги соответствуют европейским стандартам качества. Из российских ганзейских городов пока лишь вездесущий Великий Новгород включился в проект "Экономическое пространство Ганзы". В закрытую электронную базу попали несколько новгородских предприятий, среди которых фирмы по выпуску упаковки пищевых продуктов, по переработке опилок, производству безалкогольных напитков и транспортной логистике. Заведующая тихвинским отделом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Татьяна Ким призвала и наших бизнесменов активнее принимать участие в бизнес-проектах Ганзы Нового времени. ...Понятно, что не вся тихвинская продукция нацелена на освоение мировых рынков. Но даже на прилавках нашего города вполне уместны были бы, например, "ганзейская сметанка", сделанная из натурального молока, или какая-нибудь "ганзейская плюшка", испеченная по местным старинным традициям. Вообще ганзейская "Фишка" - это хороший рекламный ход для товаропроизводителей, потому что она дает прекрасную возможность отличаться от других.
Город мастеров
Бизнес, завязанный на туризм, тоже мог бы активнее эксплуатировать ганзейскую тему. Кстати, Союз русских ганзейских городов собирается конкурировать аж с "Золотым кольцом", разрабатывая сейчас проект "Ганзейские дороги России", в рамках которого планируются и речные туристические маршруты. До Тихвина, правда, по реке давно уже не добраться, да и по асфальту не каждый решится. К тому же памятников времен средневековья у нас практически не сохранилось, за исключением, пожалуй, Успенского и Введенского монастырей. А самобытные деревянные домики старого города, которые могли бы быть интересны туристам, мы не сохраняем. Однако власти намерены ситуацию изменить, если учесть представленную недавно общественности программу развития городской среды, в которой предусмотрена и туристическая составляющая. И в этом смысле членство в Ганзейском союзе Тихвину более чем на руку - ведь это направление официально поддержано Евросоюзом. А ведь у нас есть и мастера, и ремесленники, которые сохраняют традиции народных промыслов.Это резчики по дереву и кружевницы, вышивальщицы и кузнецы, мастера народных кукол, мастера по коже, бисеру. - Ганза- это хороший стимул для тихвинских мастеров развиваться в своем творчестве,- считает автор многочисленных изделий из кожи Иван Шитов.- Это большая возможность для обмена опытом. Например, когда мы были в Новгороде на Ганзейских днях, то познакомились с мастерицей по коже из Риги, и нам было чему поучиться друг у друга. Однако продукции наших мастеров в местных магазинах практически не видно. Лишь на День города тихвинское ремесленничество предстает в полном цвете. В обычные дни сувенирные лавки предлагают туристам лишь мелочовку религиозного содержания или банальные магнитики, шкатулки и тарелочки с символикой города. - К сожалению, нашим мастерам торговать особо негде,- считает тихвинский продавец сувенирной продукцией Сергей Малахин.- Не все продавцы, особенно те, кто работает на улице, могут принять рукотворные изделия, потому что некоторые из поделок требуют особых условий хранения. При этом, как замечает Сергей Иванович, ремесленники сегодня существуют сами по себе: "Администрация могла бы взять инициативу в свои руки, придумать форму сотрудничества с мастерами, например организовав для них место продажи своих изделий,- мечтает Малахин.- Пока тихвинские умельцы вынуждены ждать очередных ярмарок, выездов на фестивали в другие города в составе делегаций, на которые у администрации не всегда хватает средств. А между тем уникальные изделия ручной работы - отличная реклама города в России и за ее пределами". А пока ганзейскую тему приходится рекламировать не только гостям города, но и самим тихвинцам. Для пропаганды "ганзейского" статуса города по инициативе администрации и тихвинского филиала петербургского Государственного университета сервиса и экономики в Тихвине зарождается движение "Молодая Ганза". Заинтересовавшиеся развитием ганзейских традиций школьники и студенты будут учавствовать в различных проектах, связанных с Ганзой, развивать партнерские отношения с молодежью других городов и стран. И может, у них лучше будет получаться сохранять нашу историю и при этом делать на этом бизнес?