«Чемодан с бесценностями», или Конецкие и Тихвин (газета "Дивья" №34 30 августа)
В 2005 году новый танкер крупной российской
судовладельческой компании «Совкомфлот» был назван именем капитана
дальнего плавания, известного писателя, художника Виктора Викторовича
Конецкого (6 июня 1929 г. – 30 марта 2002 г.). Виктор Конецкий создал
более пятидесяти литературных произведений. Его главное произведение –
роман-странствие «За доброй надеждой» в восьми книгах. Конецкий был
соавтором сценариев таких известных кинофильмов, как «Полосатый рейс»,
«Путь к причалу», «Тридцать три». Имя Виктора Конецкого занесено в листы
памяти «Золотой книги Санкт-Петербурга». С Ленинградом – Петербургом
была связана вся жизнь Виктора Конецкого. Но, читая Конецкого, мы
встречаемся и с Тихвинским краем. Начало войны он встретил вместе с
матерью и братом на Украине. Возвращаясь в Ленинград, они попали под
бомбежку на станции Валя: «…Встало два разрыва. Они были метрах в
двадцати от бегущего брата. Его приподняло взрывной волной, пронесло
довольно далеко — и замедленно, как в замедленном кино, швырнуло на
землю… Более другого меня поразил чистейшей белизны кусочек кости,
который отлично был виден в окружении разорванных мышц. Рана еще вообще
не кровоточила. Как потом объяснили опытные люди, осколок был горячим и
запек кровеносные сосуды. Но подбежала мать, отбросила наконец в сторону
мягкую рухлядь и упала на брата. И здесь я увидел то, что большинство
зрителей видит только в кино. Я увидел, как мать прикрывает своим телом
ребенка… Когда самолет промелькнул, мы потащили брата в кусты. До них
было метров пятьдесят. Там он окончательно очухался и попросил пить.
Воды, конечно, не было. Я рвал ему спелую голубику. В те времена мы
называли ее гонобобелем. Рану традиционно перетянули носовыми платками… А
дальше произошло нечто вовсе уж несуразное – эшелон дернулся и поехал,
оставляя всех раненых, убитых и вопящих на все голоса живых в чистом
поле и на опушке леса. Боже, какой вопль разнесся, нарушая станции
покой!.. А такого количества крови, которое оказалось на полу нашего
купе, я уже никогда в жизни не видел (блокадные голодные смерти —
бескровные)». Военный Тихвин встречается в рассказе «Путевые портреты
с морским пейзажем»: «Капитану тоже не спится сегодня. Он курит трубку,
и аромат «Амфоры» украшает и без того красивую южную ночь. Вспоминает
отрочество и войну. Оказывается, был три месяца под оккупацией возле
Тихвина – ехали в эвакуацию, а попали к фрицам. Его мальчишеский
приятель Павлик работал в немецком пищеблоке, попутно, стало быть,
отщипывал корки, тянул объедки, потом обнаглел и однажды куснул от круга
колбасы, а одного переднего зуба у Павлика не было. По следу закуса его
нашли. Собрали деревню и на глазах народа повесили, затянув петлю под
нос и уши. Фрицы были не эсэсовцы, «тихие, армейские». Перед
отступлением деревню спалили». Двоюродный брат Виктора Конецкого
Игорь Викторович Грибель, «в войну сапер, лейтенант, по официальным
документам пропал без вести в сорок первом под Тихвином, а по
неофициальным – подорвался на противотанковой мине, то есть от него и
праха не осталось. Я его очень любил и хорошо помню, как он к нам
заскочил на минуту попрощаться, уже в походной форме с
полуавтоматической винтовкой, где-то в сентябре сорок первого». В
одном из интервью вдова писателя Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая
рассказывала: «Вырос и воспитывался он в глубоко религиозной семье.
Никогда не забывал о том, как матушка его, Любовь Дмитриевна, в дни
ленинградской блокады водила их с братом Олегом в Никольский собор. Что
такое было для них в декабре, в январе 42-го года идти с канала
Круштейна до Никольского – можете себе представить. Они, рассказывал
Виктор, были доходягами. Идти было тяжело, но мать все-таки их вела –
молиться. А потом вела на Смоленское кладбище, на могилу бабушки, Марии
Павловны. Теперь там похоронен и сам Виктор Конецкий, согласно его
последней воле». Бабушка Виктора Викторовича Мария Павловна передала в
дар Никольскому собору Тихвинскую икону Божией Матери. Бабушка была
родом из Тихвина. Виктор Викторович писал: «Сам Никольский собор –
главный морской и рыбацкий собор России. Первую державную службу в нем
отслужили в честь победы над турками при Чесме в 1770 году. Собор
двухэтажный. В проходе второго этажа уже скоро век висит наша семейная
икона Тихвинской богоматери – подарок всем морякам и рыбакам от бабушки
Марии Павловны, которая знать не знала, что ее внука пронесет по всем
океанам планеты – семейство было на сто процентов сухопутное» («Под
сенью русских сфинксов в Коломне»). Про сухопутность семьи Виктор Викторович ошибался. К судоходству Конецкие имели самое прямое отношение. На
книге «Эйзенштейн» автор написал: «Виктору Конецкому, не для розыска
предков, а для того, чтобы он чаще вспоминал Виктора Шкловского. А у
меня вокруг все срублено. Не очень надо так долго жить. Но ты живи, а то
СССР забудет о том, что она шибко и громко морская страна. Шкловский 83 года 9 месяцев От рождества Христова 1976 лета» То,
что мать Эйзенштейна Юлия Ивановна была урожденная Конецкая, Виктор
Викторович узнал только из книги Шкловского. Ее отцом был Иван Иванович
Конецкий (1836–1889 гг.). Шкловский писал: «Иван Иванович Конецкий
родился в городе Тихвине. По рассказам, пришел в Петербург пешком. Там
вступил в подряды, женился на купеческой дочери и открыл дело». Кинорежиссер, классик советского и мирового кино Сергей Михайлович Эйзенштейн являлся троюродным братом Виктора Викторовича. Конецкие
были тихвинскими купцами. Григорий и Иван занимались перевозками по
Тихвинской водной системе. На Плахе в начале ХХ века еще стояли склады,
принадлежавшие наследникам Ивана Ивановича. Три брата – Григорий, Иван и
Дмитрий перебрались в Санкт-Петербург. В 1857 году купцом 2-й гильдии
Григорием Ивановичем Конецким (1831–1872 гг.) в Санкт-Петербурге была
осно¬вана транспортная фирма «Невское баржное пароходство». После его
смерти фирму уна¬следовал его брат Иван. И.И.Конецкий проживал с
женой Ираидой Матвеевной (1848–1905 гг.), сыновьями Григорием, Иваном,
Сергеем, Евгением, Леонидом и дочерьми Александрой, Таисией, Юлией и
Ираидой, племянниками Иваном (1855–?), Петром (1862–?) и племянницами
Екатериной и Марией. Ивана Ивановича Конецкого похоронили в
Александро-Невской лавре. Товарищество судоходства и пароходства
«Конецкий И.И.» приняла Ираида Матвеевна, преобразовавшая в 1900 году
дело в товарищество на паях с капиталом 800 тыс. руб. (160 именных паев
по 50 руб.). Пайщиками были племянник и сыновья владелицы. Ираида
Матвеевна жила в квартире на Старо-Невском проспекте, здесь же
располагалось правление товарищества. Конецкая умерла от инсульта на
паперти храма, молясь на надвратную икону. После ее смерти в 1905 году
дело возглавили Иван Григорьевич (сын основателя дела), Иван, Сергей и
Евгений Ивановичи Конецкие. Директором правления товарищества
судоходства и пароходства «И.И. Конецкий» с 1905 года стал представитель
элиты делового мира России коммерции советник Иван Григорьевич
Конецкий, купец 1 гильдии, потомственный почетный гражданин. Он был
выборным от петербургского купеческого сословия с 1896 года, гильдейским
старостой Петербургской купеческой управы (1896–1906 гг.), товарищем
председателя попечительского совета Петровского училища Петербургского
купеческого общества, членом правления Петербургского общества взаимного
кредита (в 1913 г.), председателем правления Петроградского общества
взаимного кредита (с 1913 г.), директором правления Русского общества
для изготовления снарядов и военных припасов (с 1916 г.), членом
ревизионной комиссии Русского Торгово-Промышленного банка. Умер 31
декабря 1934 года во Франции, в Булони. В Петербурге жил с семьей в том
же доме на Невском проспекте, 173, доме Конецких. В начале ХХ в.
товарищество владело 14 пассажирскими и буксирными (колесными и
винтовыми) пароходами, 220 баржами, пристанями, доками в Петербурге,
Нижнем Новгороде и Рыбинске, двумя лавками на Старо-Александровском
рынке. Баланс за 1903 год составил 1 605 500 рублей, дивиденд – 8%. В
1914 году флот товарищества включал свыше 40 пароходов (колесных и
винтовых) и 250 барж. Фирма специализировалась на грузовых перевозках на
линии Петербург – Рыбинск – Ярославль – Нижний Новгород – Казань. В
1913 г. основной капитал акционированного дела – 1,2 млн. руб. (240
акций по 5 тыс. руб.), баланс – 3 942 124 руб., дивиденд – 2%. По
государственной программе реформирования флота 1910 года из товарищества
«И.И. Конецкий» возник ряд ведущих заводов Санкт-Петербурга и Ижоры. Возрождается
Тихвинский шлюз, но лодку-тихвинку вряд ли кто-нибудь захочет
реконструировать. Эти суденышки, некогда исправно служившие России,
остались только на фотографиях. Однако у нас есть некоторые основания
вспоминать о них, глядя даже на современные морские лайнеры. А.Титова.
|