Душа поет...
Анна Матюнина,- руководитель ансамбля русской песни "Горенка" (Тихвин)
(газета "Трудовая слава" №27. 17.07.2013)
Странички ансамбля "Горенка" "ВКонтакте"
Человек выходит на сцену. Что ждет его там, где за границей освещенного пространства затих зал,- бурные аплодисменты и крики "браво" или вежливые одинокие хлопки? Даже опытные артисты порой не в силах сдержать волнение перед зрительским судом. Не всегда удается это и Анне Матюниной, хотя на сценической площадке она не новичок. Во время выступления на xxi Межрегиональном фестивале военно-патриотической песни "Кто скажет правду о войне?" девушка волновалась так, что микрофон дрожал в руках. Поэтому и своим юным артистам из ансамбля русской песни "Горенка" она пока не может посоветовать, как лучше унять эмоции.
Анна пришла в "Горенку" в 2006 году по приглашению основательницы ансамбля Наталии Ворошик. Спустя два года стала хормейстером, а затем его руководителем. Но и сегодня она, выражаясь спортивным языком, продолжает выходить на сцену в роли "играющего тренера".
За плечами анны Матюниной тихвинская детская школа искусств имени Н.А.Римского-Корсакова, где она училасьб по классу народного пения. Как говорит сама, влюбилась в песню сразу и навсегда. Анна тепло отзывается о педагоге М.Г.Акуловой, которая помогла ей найти свое призвание. Маргарита Геннадьевна способствовала раскрытию творческого дара своей ученицы. Затем девушка продолжила обучение в Петрозаводском музыкальном училище имени К.Э.Раутино, а после его окончания - в Московском государственном университете культуры и искусств. Теперь она стремится поделиться полученными знаниями и опытом со своими воспитанницами, и речь идет не только о секретах вокального искусства.
В народных песнях есть слова, непонятные современным детям, поэтому приходится объяснять их значение, ведь исполнители должны знать, о чем они поют, иначе не смогут передать всю красоту русских напевов. Им необходимо проникнуться исторической обстановкой, в которой звучало то или иное произведение. Тем самым расширяется кругозор детей, через народные песни они знакомятся с культурой своего народа.
- Первостепенную роль, - считает Анна,- играют собственные эмоции артиста. Он должен проживать то, о чем поет. Поэтому очень важно подбирать песни, соответствующие возрасту. Любовную лирику, например, в "Горенке" исполняют только старшие. Я убеждена, что невозможно выйти на сцену и с каменным лицом "отработать" номер. Даже если исполнитель талантлив и попал во все ноты, он не сможет тронуть зрителей, так как не вложил в песню частичку своей души. Но всего должно быть в меру, чтобы не разрушить впечатление естественности происходящего. Помнится, как-то раз член жюри конкурса "Тихвинский Лель" охарактеризовал выступление одной из участниц следующими словами: "Я страдала, стаданула". Петь нужно так, чтобы зрителям самим захотелось заплакать или засмеяться, но это не значит, что нужно рыдать или хохотать на сцене.
Главная цель, которую ставит перед собой руководитель ансамбля, заключается в том, чтобы донести красоту русской песни до молодежи. Поэтому в репертуаре присутствуют и современные эстрадные произведения. Анна Матюнина подыскивает сложные в исполнительском плане сочинения, способствующие росту мастерства участниц. Такой подход дает хороший результат. На областном конкурсе-фестивале народного песенного и инструментального искусства "Край любимый и родной", где "Горенка" завоевала Гран-при, они исполняли песни "За тихой рекой" (ее автором является Сергей Трофимов, больше известный как Трофим) и "Ваня в Марьином городе"
Алексей СТУЛОВ