Ридер или бумажный учебник?
Школы сделали выбор
andras_csontos, Shutterstock.com
Стоило Роснано представить на суд общественности и первых лиц страны свой вариант электронного учебника, как в российском образовании стала назревать очередная реформа.
Заменить всю бумажную литературу одним электронным устройством – задача максимум, для выполнения которой и был проведен эксперимент, продолжавшийся год. Что из этого получилось и есть ли место ридерам в ученических портфелях?
Хотели как лучше…
Задумка всего эксперимента была проста, а цели – самые благие. Предполагалось, что электронные устройства облегчат жизнь: а) школьникам, в виде опустевшего ранца; б) родителям, в виде не опустевшего кошелька; в) директорам, в виде моментально обновляющегося библиотечного фонда. Помимо этого учителя также должны были сказать свое «спасибо!»: меньше разных книг – меньше вероятность того, что ученик снова забудет тот или иной учебник. Ради этого преподаватели готовы были научиться пользоваться ридерами не хуже своих подопечных.
Что сделали?
И вот с такими намерениями и ожиданиями эксперимент начался сразу в 38 школах России среди учеников 6-7 классов. Совершенно бесплатно в школах были розданы ридеры нескольких компаний, больше всего было устройств Plastic Logic 100 (так называемые «планшеты Чубайса»), PocketBook Pro 912 и Ectaco JetBook Color. В них были закачаны электронные версии всех необходимых учебников, а школьникам и учителям даны инструкции по эксплуатации. Остальное – дело времени.
Какие результаты?
Прошел год, и пришло время подводить итоги. Ученикам новинка пришлась по вкусу: носить не тяжело, а необычный формат книг даже увеличил интерес к отдельным предметам (например, литературе). Учителя также в целом одобрили ридеры, с тем лишь замечанием, что при поломке не всегда удавалось произвести быструю замену. Дело в том, что не все электронные устройства выдержали испытание школой. Например, книги от Plastic Logic выходили из строя в 7,83% случаев. Для сравнения ридеры от PocketBook ломались всего в 0,26% – они стали лидерами по живучести. Видимо, помогли металлически элементы в корпусе либо тот факт, что это единственный ридер в эксперименте, производимый массово – как известно, при массовом производстве процент брака намного ниже. К сожалению, не всем школам были предоставлены резервные «читалки». В остальном же ридеры были признаны неплохой альтернативой привычным учебникам. Специальные E-Ink экраны разработаны для комфортного чтения. В них нет внутренней подсветки и глаза не утомляются, как это случается при чтении с ноутбуков или компьютеров. Да и родителям выгода: не придется каждый год тратить деньги на книги.
Послесловие
Эксперимент завершился, результаты его не так уж и плохи, но некоторые вопросы «зависли в воздухе». С массовым внедрением ридеров в российские школы решено было повременить, а Роснано и вовсе отказались от затеи выпускать Plastic Logic. Но в новостях читаем: «Как выяснил «Московский Комсомолец», в столичном Департаменте образования успешно завершился конкурс, объявленный правительством Москвы, в котором крупнейшие IT-компании и фирмы, занимающиеся подготовкой и изданием мультимедийных образовательных пособий, представили свои варианты «электронных учебников». Лучшие из них станут стандартом обучения нового формата» (источник – сайт радиостанции «Эхо Москвы», 24.10.12). Посмотрим, какие результаты принесет дальнейшее внедрение цифровых технологий в школах.
© Shkolazhizni.ru
http://shkolazhizni.ru/